Областной творческий проект

"Внедрение технологии визуализации в образовательный процесс учреждения дошкольного образования" 2022-2025 год

развернуть

В современных условиях развития общества и системы дошкольного образования происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие образовательной системы. Появляются качественно новые подходы, программы, методики. Проблема развития способностей воспитанников всегда являлась актуальной. Известно, что темп человеческого развития замедляется с годами, и упущения в раннем возрасте невосполнимы на последующих этапах возрастного становления. И чем полнее будут реализованы потенциальные возможности ребенка, тем больших успехов личность сможет добиться в жизни.

Одной из эффективных технологий активизации обучения является метод визуализации учебной информации, образовательное значение которого достаточно велико и отвечает современным требованиям. Что же такое визуализация?

Визуализация происходит от visualis (лат.) - воспринимаемый зрительно, наглядный. В общем понимании визуализация - это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания; придание зримой формы любому мыслимому объекту, субъекту, процессу и т.д.; механическое вызывание образа; создание четких, устойчивых и ярких образов любой сложности и специфики (как реально существующих, так и созданных в сознании автора) при помощи технических устройств или мыслеобразования (мыслеформ) непосредственно в своем уме (мысленная визуализация)  Визуализация информации, применительно к образовательной деятельности, трактуется как процесс преобразования больших и сложных видов абстрактной информации в интуитивно понятную визуальную форму.

свернуть

ТАЙМЛАЙН

развернуть

ТАЙМЛАЙН – ЛИНИЯ ВРЕМЕНИ

Визуализация в детском саду: что это  и в чем польза?

Визуализация - это процесс представления данных в виде изображения. А ребенок, мы знаем, усваивает 80% информации с помощью зрения.  Стало понятно, что современный педагог должен не только знать методы визуализации, но и владеть ими. Поэтому хорошо бы все визуализировать. Изменения в образовательном процессе происходят постоянно и мы, педагогические работники, должны самообразовываться и совершенствовать свою профессиональную компетенцию.

         На данном этапе освоили многие методы визуализации, но сейчас в плотную заинтересовались тáймлайном (происходит от английских слов «time» - время и «line» - линия и переводится как «линия времени») — линия времени, где в хронологическом порядке представлены события, достижения или план действий. То есть таймлайн служит для наглядного визуально удобного расположения событий в хронологическом порядке.

         Таймлайн или временная шкала  один из видов инфографики. Таймлайн представляет собой вертикальную или горизонтальную линию, на которой отмечают по времени разные этапы.

Таймлайн можно превратить в увлекательную историю, которая разнообразит занятие, а воспитанников способствует развитию познавательного интереса, критического мышления, умения анализировать, классифицировать и т.д.  При этом работает два анализатора: слуховой и зрительный, что ведет к лучшему усвоению информации. При использовании таймлайна развивается внимание, зрительная память, мышление и воображение. Расширяется кругозор. Увеличивается словарный запас.

В учреждении образования разработаны и используются таймлайны на различные темы; «Создание семьи», «Распорядок дня – утро, день, вечер», «Появление цыпленка»,  «Рост утенка», «Этапы появления света», «Как хлеб пришел на стол», «Рост картофеля», «Появление вишни» и др.

Дети с увлечением выполняют задание,  выделяют основные моменты в процессе выстраивания хронологии, выкладывают картинки.

С развитием компьютерных технологий визуализация приобретает новые методы и способы передачи информации. Таймлайн можно выстроить в форме интерактивного упражнения, используя планшеты.

Опыт работы в учреждении образования показал, что грамотный подход к визуализации обеспечивает и поддерживает переход воспитанника на более высокий уровень познавательной деятельности, стимулирует креативный подход.

.

свернуть

Кроссенс

развернуть

Кроссенс — это ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса.

Метод кроссенса появился сравнительное недавно – в 2002 году, но уже успешно используется многими педагогами. Это универсальный метод, который можно применить абсолютно на любом предмете. В чем его суть?

Немного об истории метода. Его авторы – писатель, педагог, математик Сергей Федин и доктор технических наук, художник Владимир Бусленко. Впервые был опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь", где назван "игрой для эрудитов".

Почему так называется?

Вы, наверное, уловили в названии сходство со словом "кроссворд". Это, конечно, далеко не кроссворд, но два сходства с ним есть: поле из клеток и необходимость поломать голову, чтобы его решить. Если кроссворд – это пересечение слов, то кроссенс – это, скорее, пересечение смыслов.

Что собой представляет кроссенс?

Это поле, стандартно состоящее из 9 квадратов, в которых помещены картинки. Все девять изображений расставлены так, что каждое предыдущее связано по смыслу со следующим, а центральное объединяет все, являясь как бы общей темой.

Как использовать кроссенс в обучении?

Педагог заранее готовит поле с картинками, расставляя их в определенной последовательности. Задача обучающихся – "разгадать" кроссенс, уловить ассоциативную цепочку и составить рассказ.

Как читается кроссенс?

Читается он всегда в определенной последовательности: начинать надо слева и двигаться дальше только вперед, переходя от клетки к клетке. Три шага вправо, два шага вниз, два шага влево, шаг вверх и, наконец, один шаг вправо к центральной картинке. Таким образом, движение происходит по спирали, получается цепочка, завернутая улиткой. Для удобства лучше пронумеровать клетки заранее, чтобы дети (особенно на первых порах) не запутались. Ученики, глядя на изображение, должны понять его смысл (кстати, можно для удобства делать некоторые подписи), немного рассказать о нем, далее установить логическую связь со следующим изображением, также рассказать о нем. И так далее, пока не доберутся до центрального квадратика и не завершат свое повествование самым главным фактом.

 

свернуть