Советы музыкального руководителя

Музыкальные игры – эксперименты

развернуть

 «ВОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ»

Один из вариантов ритмических игр – игра. где дети экспериментируя, запоминают простейшую мелодию. Для нее тоже необходима некоторая подготовка. Нужно взять несколько (5—7) стаканов, желательно одинаковых и с не слишком толстыми стенками. Наполните их водой и ударом металлической палочки по стакану проверьте, какой звук они издают. Ударять старайтесь не слишком сильно, чтобы не разбить стаканы и не уронить, но в то же время так, чтобы звук был наиболее ясным. Каждый стакан должен «зазвучать» по-своему. Пусть это даже будет не слишком мелодично и стройно – главное, чтобы звуки четко различались на слух.

Задача  играющих в этом случае значительно усложняется. Теперь они уже должны запомнить не просто тембры, но и высоту звучания каждого из стаканов. Лучше, если перед началом игры они будут выстроены в ряд по мере повышения высоты, так, чтобы слева от исполнителя находились низкие по звуку, а справа – высокие. Очень хорошо, если кто-нибудь из наиболее «продвинутых» игроков сможет настроить весь этот ряд по музыкальному звукоряду. Но даже если этого не получится, не огорчайтесь, попробуйте соблюдать направление; запомните, в какую сторону изменялся последующий звук, был он выше или ниже предыдущего. И просто старайтесь как можно точнее повторять заданный ритм, пока мелодия для вас еще не главное. Примеры ритмических рисунков можно брать прежние.

«ЗВУКИ В ВОДЕ»

Цель: Выявление особенности

передачи звука на расстояние (звук быстрее распространяется через твердые или жидкие тела).

Игровой материал: Большая емкость с водой, камешки.

Ход игры: Взрослый предлагает  детям ответить, передаются ли звуки по воде.  Вместе с детьми составляет алгоритм действий: бросить камешек и слушать звук его удара о дно емкости.

Затем приложить ухо к емкости и бросить камень; если звук передается по воде,  то его можно услышать. Дети выполняют оба варианта опыта и сравнивают результаты.

Делают вывод: во втором варианте звук был громче; значит, через воду звук проходит лучше, чем через воздух.

«СТУЧАЛКИ»

Более сложным примером игры является игра с использованием каких-либо музыкальных инструментов.  Не пугайтесь, под инструментами мы подразумеваем все, из чего можно извлечь звук, все, по чему можно стукнуть или чем можно произвести какой-либо шум, звон, дребезжание или даже шорох. Все подойдет: деревянные ложки, палочки, металлические столовые приборы, какие-нибудь трещотки, детские погремушки, лист бумаги.       Попробуйте использовать разные по тембру материалы – деревянные шкатулочки или коробочки, металлические банки и кастрюли, принесенные с кухни (конечно, с разрешения мамы). Стучать по ним можно металлическими палочками или ложками.

Собственно, эта игра является продолжением первой. Только задача усложняется тем, что теперь мы развиваем и тембровую память. В игре участвуют несколько детей. Один из них, первый, должен придумать и «проиграть», то есть попросту простучать или пробренчать какой-либо ритм. Для начала используйте только два тембра. Например, железными палочками исполнитель должен часть рисунка отстучать по деревянной поверхности, а часть – по металлической. При повторении следующий участник может исполнить сначала просто ритм без изменения тембра, а потом как можно точнее проиграть с использованием тех же самых предметов и тембров тот же самый ритм с «перебивкой» тембра в тех же местах.

Для тех, кто наделен творческой фантазией, можно предложить повторить ритмический рисунок сразу на других инструментах, но полностью точно скопированный. Эта задача не так уж сложна, сложность здесь заключается в том, чтобы сделать тембровые «перебивки» еще более интересными. Как бы перещеголять в этом искусстве самого автора первоначальной композиции.

«ЗВУКИ ВОКРУГ НАС»

Дети встают в круг. «Прислушайтесь, дети, сколько вокруг нас различных звуков, – говорит руководитель. – Давайте попробуем их пропеть».  По очереди спрашивает«Какой звук слышишь ты? Попробуй воспроизвести его голосом». Дети могут называть любые звуки, независимо от того, слышат они их в данный момент или нет.

Например, ребенок говорит, что слышит гул летящего самолета. Взрослый дает тонику (до первой октавы). Ребенок поет на одном звуке: у-у-у-у-у. Взрослый  спрашивает, как можно изобразить приближающийся самолет, и предлагает сделать это вместе.  Поют на одном звуке, постепенно усиливая звучание (от пиано к форте)«А теперь давайте покажем, что самолет улетел».  Дети поют на одном звуке, постепенно ослабляя звучание (от форте к пиано).

«КТО ПРОСИТСЯ В ТЕРЕМОК?»

Ребенок просится в теремок за какого-либо персонажа, а другие дети по голосу и манерам угадывают героя сказки. В дальнейшем задача усложняется посредством предложения ребенку разыграть сразу двух персонажей (диалог).

 

свернуть

Родителям о музыкальном развитии детей среднего дошкольного возраста.

развернуть

Воспитанники  среднего дошкольного возраста проявляют уже большую самостоятельность и активную любознательность. Это период вопросов. Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями, событиями, делать простейшие обобщения, в том числе и по отношению к музыке.

 Ребенок этого возраста наблюдателен, он уже способен определить,  какая исполняется музыка: веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; на каком инструменте играют  (рояль, скрипка, баян). Ему понятны требования, как надо спеть песню, как двигаться в пляске. Он понимает, что колыбельную надо петь тихо, не спеша.

Голосовой аппарат ребенка среднего дошкольного возраста укрепляется, поэтому голос приобретает некоторую звонкость, подвижность. Певческий диапазон примерно в пределах ре-си первой октавы. Налаживается вокально-слуховая координация

Значительно укрепляется двигательный аппарат. Освоение основных видов движений (ходьба, бег, прыжки) в процессе занятий физкультурой  дает возможность шире их использовать в музыкально-ритмических играх, танцах. Дети способны запомнить последовательность движений, прислушиваясь к музыке. В этом возрасте более отчетливо выявляются интересы к разным видам музыкальной деятельности.

 

свернуть

«Как научить ребёнка любить классику»

развернуть

Ребёнок начинает слышать звуки еще в утробе матери. Будущая мама замечает, как её малыш вздрагивает от резкого звука или утихает, когда слышит приятную мелодию. Поэтому будущие мамы должны больше слушать классическую музыку во время беременности и стараться ограничивать свое пребывание на шумных мероприятиях.

С рождением малыш знакомится с разными звуками, и самыми главными для него звуками в этот период являются звуки маминого голоса. Мама должна больше разговаривать с ребёнком, изменяя интонации своего голоса. В зависимости от интонационной мелодии голоса матери младенец начинает улыбаться или хмуриться, то есть выражать свои эмоции.

В дошкольный период главной частью музыкальной жизни ребёнка являются колыбельные песни. Они являются важнейшим инструментом настройки генетической памяти, через них происходит знакомство ребёнка с окружающим его миром, закладывается позитивная программа его будущей деятельности в течение всей жизни. Медики называют колыбельные песни универсальным терапевтическим средством, определяющим здоровье ребёнка на всю жизнь.

Растёт малыш, и расширяются его музыкальные впечатления. В возрасте до года он хорошо отличает музыкальные и шумовые звуки, танцуя под ритмичную музыку и игнорируя просто шум. Уже к двум годам дети умеют эмоционально откликаться на музыку. Выразительность музыкального языка побуждает ребёнка хлопать, приплясывать, греметь погремушкой, бить в барабан. Не мешайте малышу творчески самовыражаться, лучше, если вы поиграете вместе с ним на шумовых инструментах. Инструменты дают возможность перевести слуховое переживание в творчество.

Когда ребёнок станет чуть старше, у него появятся любимые мелодии и песни, и в это время надо начинать учить ребёнка слушать музыку. Дети учатся жизни, копируя взрослых. Если Вы слушаете классику, то и дети будут слушать классику. Приблизительно в 3-4 года ребёнок уже способен осознанно слушать музыку. Послушайте произведение сами, придумайте историю или сказку, которую легко понять ребёнку. Во время совместного прослушивания рассказывайте, что вы слышите (пение птиц, журчание ручья, вой ветра и т. д.). В это же время можно начать знакомить ребёнка с музыкальными инструментами. Для этого лучше всего подойдут такие произведения, как «Петя и Волк» С. С. Прокофьева и «Карнавал животных» К. Сен-Санса

Будет хорошо, если Вы будете рисовать с ребёнком то, что услышите в музыке, поощрять ребёнка, если он захочет подвигаться, потанцевать под музыку. 

В Ваших силах познакомить ребёнка с прекрасным и сделать его жизнь интереснее, содержательнее, ярче. И неважно, если Ваш малыш не станет великим музыкантом — он может стать великим слушателем, хорошо разбираться в музыкальном искусстве и быть от этого счастливым.

свернуть

«Пение - уникальная дыхательная гимнастика».

развернуть

Задумывались ли вы над тем, как вы дышите? Часто ли вы прислушиваетесь к своему дыханию? И если мы взрослые люди не задумываемся над этим вопросом, то маленький человечек и вовсе не проявляет никакого интереса к своему дыханию. Если у ребенка ослабленное дыхание, то оно не дает ему полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще.

Дети любят петь и охотно поют. Пение положительно влияет на здоровье и развитие ребенка: активизирует умственные способности, развивает эстетическое и нравственное представление, слух, память, речь, чувство ритма, внимание, мышление, укрепляет лёгкие и весь дыхательный аппарат. При соблюдении гигиенических условий, то есть при проведении занятия в проветренном  чистом помещении, пение способствует развитию и укреплению лёгких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

Искусство пения – это и есть, прежде всего, правильное дыхание, которое и является одним из важнейших факторов здоровой жизни.   Давно известно, что пение является одним из лучших дыхательных упражнений: тренируется дыхательная мускулатура, диафрагмальное дыхание, улучшается дренаж бронхов, увеличивается жизненная емкость легких.  На Руси славяне считали, что поет в человеке сама душа и пение – это ее естественное состояние.

Пение с предшествующей дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое и даже лечебное воздействие: положительно влияет на обменные процессы, способствуют восстановлению центральной нервной системы. улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание, исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Основные правила при выполнении дыхательной гимнастики: вдох через нос - плечи не поднимать; - выдох должен быть длительным и плавным.

 

Дыхательные упражнения.

 

Упражнение: Надуй шарик.

Исходное положение: Ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью,  и выдувает воздух – ффф.

 

 

Упражнение: Трубач.

Исходное положение: Дети сидят, кисти рук сжаты в трубочку, вдохнуть и  поднять кисти  вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз.

 

Упражнение: Задуй свечи.

У бабушки день рождение ей 100 лет. Надо помочь старушке задуть 100 свечей. Ребенок глубоко вдыхает и медленно выдувает воздух, представляя, что задувает свечи.

 

 

Упражнение: Жук.

Исходное положение: Ребенок стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».

 

Упражнение: Подуем на плечо

Исходное положение: Ребёнок стоит, ноги слегка расставлены, руки опущены, делает вдох. Выдох – поворачивает голову направо и, сделав губы трубочкой, дует на плечо. Голова прямо - вдох носом. Голову влево – выдох.

 

Упражнение  Ныряльщики за жемчугом.

Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.

 

 

Упражнение Прерывистое дыхание.

 Ребенок делает глубокий вдох и постепенно выпускает часть воздуха, затем         задерживает дыхание и снова выпускает воздух.

 

 

Дыхательная гимнастика, проводимая при помощи пения, увлекает детей больше, чем просто упражнения. Правила исполнения в музыкальной гимнастике, точно такие же, как и при дыхательной гимнастике.

 

1 упражнение

Поём  на выдохе – Э, Е, Ё, О, берем снова дыхание на выдохе – А, Я, Ю, У.

 

2 упражнение

На одной ноте, на выдохе пропеть: «Как на горке на пригорке жили 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т. д.» Сколько сможет ребенок .

свернуть

Играем дома. Игры на развитие вокальных навыков.

развернуть

    Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения. Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие поющему, но так же упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой, следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, ребенок укрепляет своё здоровье.

    В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей.

   Основная работа по развитию вокальных навыков проводится на музыкальных занятиях, в индивидуальной работе с детьми. Специальные игры, которые развивают дикцию, дыхание, звукообразование, можно проводить и группе, и дома. Ведь дети хотят петь везде, а игры организуют их свободную деятельность, помогут в интересной, увлекательной форме развивать вокальные навыки.

 «Как тебя зовут?»

Цель: развитие чувства ритма, звуковысотного слуха.

Игровой материал: ударные инструменты.

Ход игры:  Взрослый спрашивает ребенка «Как тебя зовут?», ударяя на каждом слоге по бубну (треугольнику, в ложки, кубики, палочки и т.п.). Ребенок отвечает, так же ударяя по протянутому ему бубну, отмечая слоги своего имени. Затем взрослый  аналогично придумывает другие вопросы («Что ты делаешь?», «Как меня зовут?» и т.п.), а ребенок отвечает.  

 «Музыкальный мешочек»

Цель: развитие музыкальной памяти, певческих навыков.

Игровой материал: красиво оформленный мешочек, в нем игрушки – персонажи песен.

Ход игры:  Взрослый достает из мешочка по одной игрушке, ребенок поет песню про эту игрушку, или танцует танец, или играет с этой игрушкой.

Например: утенок – «Танец маленьких утят», Чебурашка – «Песня Чебурашки», кукла – колыбельная кукле, мячик – игра с мячиком и т.д. 

«Игра с песенкой» (игрушкой)

Цель: развитие музыкального слуха.

Игровой материал: игрушка – персонаж песни.

Ход игры:   Дети, расположившись по кругу, поют про игрушку и передают ее из рук в руки по фразам песни. Сначала можно передавать игрушку без пения, просто слушая музыку.

«Прячем песенку»

Ход игры:  Дети поют песню, затем по условному знаку (хлопку) продолжают петь про себя, по другому знаку (притоп) – снова поют вслух. Сначала можно «прятать» песенку не беззвучно, а очень тихо.

«Нарисуй песню»

Цель: развитие образного мышления.

Игровой материал: листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, краски.

Ход игры:   Поинтересуйтесь, какая песня больше всего нравится ребенку и почему. Попросите его спеть песню, а потом передать содержание любимой   песни при помощи рисунка.

«Поющий город»

Цель: развивать музыкальный слух.

Ход игры:   Взрослый и дети договариваются о том, что они попали в поющий город, где все жители не говорят, а поют, сами придумывая мелодию. Петь  можно  любые вопросы, ответы, предложения (например: «Давай поиграем! Очень хорошо! Во что мы будем  играть?» и т.д.)  или знакомые  стихи, т.е. самим придумывать музыку  на эти стихи.

«Поющие листочки  (игрушки)»

Цель: развивать певческие навыки, закреплять гласные звуки.

Ход игры:  Взрослый и ребенок договариваются о том, как они показывают поющие листочки, как поет каждый листочек: высоко, низко, какой звук? Затем один из играющих поет за листочек, показывая его рукой и голосом, например:

Осиновый (рябиновый) – и-и-и; каштановый – а-а-а; кленовый – о-о-о;

дубовый – у-у-у; березовый – е-е-е и т.п.

Другой играющий должен угадать, что это за листочек.x

свернуть

Играем на детских музыкальных инструментах

развернуть

Игра – ключевое слово! Потому что всё развитие детей дошкольного возраста оптимально происходит в игре! Ну, а играть на музыкальном инструменте – мечта практически каждого ребёнка. Музыкальное воспитание в  детском саду предусматривает этот вид детской музыкальной деятельности. Но в полной мере насладиться им в детсаду не хватает времени и возможностей. Другое дело – дома! Для этого понадобятся некоторые музыкальные инструменты  и знание простых правил музицирования.

  • Барабан: поставьте на столик или подставку, палочки возьмите в обе руки (зажми­те между вторым и первым пальцами), затем ударьте ими по мембране.
  • Треугольник: возьмите в левую руку за ремешок, поднимите на уровень груди; палочку возьмите в правую руку; удары производятся или по основанию инструмента, или по боковым сторонам снаружи. Возможны быстрые удары изнутри по боковым сто­ронам инструмента (эффект тремоло).
  • Колокольчик: возьмите в правую руку, поднимите на уровень груди и покачивай­те из стороны в сторону.
  • Бубен: возьмите в правую руку, поднимите на уровень груди и встряхивайте или возьмите в левую руку, поднимите вертикально (боком к играющему) и правой рукой ударяйте по мембране.
  • Маракас, румба, погремушка:возьмите в правую руку, поднимите на уровень груди и встряхните или возьмите в правую руку и ударяйте музыкальным инструмен­том по ладони левой руки.
  • Тарелки: возьмите за держатели правой и левой руками и ударяйте тарелки скользящими встречными ударами друг о друга.
  • Металлофон или ксилофон: поставьте перед собой на столик или подставку, па­лочку возьмите в правую руку (как ложку), разверните параллельно корпусу инстру­мента. Игра производится двумя способами: отдельными ударами или скользящим движением вдоль пластинок (глиссандо).

 

 

 

свернуть

Слушание музыки в детском саду

развернуть

Музыкальное воспитание является  одним из средств формирования личности ребёнка. Первым звеном в системе музыкального воспитания является cлушание музыки.

Слушание музыки развивает  интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса. Музыка на занятии может звучать как в «живом» исполнении, так и в записи.

Известно, что запись, хотя и обогащает процесс обучения, не может заменить «живого» исполнения, которое более действенно. Музыка требует посредника между композитором и слушателями. Этот посредник – исполнитель. Только он может вдохнуть жизнь в музыкальное произведение.  Музыкальные произведения для детей должны быть художественными, мелодичными, доставлять наслаждение своей красотой. Они должны передавать чувства, настроения, доступные детям.  Для слушания подбирают небольшие по объёму произведения с яркой мелодией, несложной гармонией, ясной формой.

Программа воспитания дошкольников по разделу «Слушание музыки» имеет конкретные задачи:

-        знакомить детей с художественными образцами современной, классической, народной музыки;

-        развивать музыкальную восприимчивость, способствовать эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке;

-        дать первоначальные сведения о музыке, подводить к запоминанию музыкальных произведений, различению их содержания, характера, средств выразительности, формировать оценочное отношение.

В дошкольном возрасте при слушании музыки необходимо учитывать возрастные особенности детей:

-  На первом – втором году жизни малыши различают общее настроение, характер музыки, воспринимают эмоциональное её содержание.

В младших группах детского сада дети лучше воспринимают небольшие, яркие по своим образам произведения, особенно песни. Для этого возраста характерны внешние проявления эмоций – жесты, удивления, восхищения, выражающиеся в подпрыгивании, прихлопывании.

-  У четырёх – пятилетних дошкольников появляется заинтересованность в содержании произведения, рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чём рассказывает музыка. Есть желание рассказать о впечатлениях после прослушанной пьесы или песни, наблюдается проявление музыкальной памяти.

Дети 5-7 лет имеют достаточно развитое внимание, умение сосредоточиваться, улавливать музыку более детально. Они имеют потребность многократного общения с любимыми произведениями. Дети старшего дошкольного возраста отмечают отдельные наиболее выразительные музыкальные средства и находят самостоятельные определения. расширяется их словарный запас.

    Программа по слушанию музыки строится на основе чётко продуманной системы. Она состоит из произведений, в которых последовательно усложняются музыкальные образы, разнообразнее становятся чувства, настроения, усложняются и выразительные средства.

В детском саду слушание музыки предлагается проводить, опираясь на три взаимосвязанные между собой темы:

1) Какие чувства передаёт музыка?

Эта тема направляет внимание детей на эмоциональное содержание музыки (музыка праздничная, торжественная, нежная, грустная, ласковая, весёлая);

2) О чём рассказывает музыка? (музыка может рассказать о характере героя, его настроении, о природных явлениях, о жизненных событиях);

 3) Как рассказывает музыка?

 Детей знакомят с языком музыки, это: (мелодия, ритм, динамические и регистровые нюансы, темповые изменения). 

К концу пребывания в детском саду ребенок способен узнавать: 

- произведение в целом;

- отдельные его части (вступление, запев, припев, заключение, часть  и т.д.);

- марш, танец, колыбельную;

- давать характеристику произведениям.

         Репертуар для слушания музыки

Важное место в разделе "слушание музыки" занимает репертуар. Детям раннего возраста доступнее вокальная форма звучания. Ценный источник первых музыкальных впечатлений малышей – народные напевы. Например русские нар. песни ласкового колыбельного характера («Баю-баю», «Петушок», «Ладушки»). Особое место занимают народные плясовые мелодии («Ах ты, берёза», «Как у наших у ворот», «Во поле берёза стояла» и т.д.)  Интересны и разнообразны классические пьесы танцевального жанра: «Детская полька» Глинки, отрывки из «Лебединого озера» Чайковского, «Сказки о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Полька» Рахманинова). Из произведений западных классиков в программный репертуар входят: («Птичка» Грига, «Смелый наездник» Шумана, марши Шуберта и т.д.) Много внимания уделено произведениям советских композиторов. Среди них Прокофьев, Шостакович, КабалевскийАлександров).

    Наиболее доступны из произведений инструментальной программной музыки пьесы из «Детских альбомов» Майкапара, Гречанинова.  Значительную художественную ценность представляет музыка русского классика Чайковского, а также его «Детский альбом», специально написанный для детей. Большинство произведений этого сборника доступны дошкольникам по тематике, музыкальному образу.

        В заключении следует напомнить: 

Всё вокруг звучит, кроме тишины…музыка вокруг нас,

надо только уметь её слышать!

и научить её слушать наших воспитанников.

 

свернуть